I caught a glimpse of a god, all shining and bright
Нашла у себя перевод удивительной красоты и точности статьи Мишеля Берже о том, как сочиняются песни. Подправила немножко - пусть здесь полежит.
"Я никому не позволю сказать, что 20 лет – самый прекрасный возраст"."Я никому не позволю сказать, что 20 лет – самый прекрасный возраст".
Кажется, так начиналась одна из книг Поля Низана. Фраза, которая всегда меня поражала. Я думаю, что в момент написания песни человек возвращается в свои 20 лет, к тем же удовольствиям и тревогам, к той же наивной страстности.
Песня, так же, как картина или книга, настолько таинственна, что очень часто мне приходилось писать оригинальный текст или мелодию, смысл которых я понимал позже (например, я понял, что у Провидения есть чувство юмора, когда посвятил Donne-moi du courage молодой женщине, которая ушла от меня несколькими месяцами позже).
Естественно, не все скрытое в нас очень интересно и естественный отбор – самая деликатная вещь, которую приходится брать на себя. Конечно, где-то лежит огромный груз всех плохих песен, которые выбросили незаконченными авторы, спорящие сами с собой:
- Этот аккорд в до-мажоре здесь звучит слабо, убери его.
- Нет, он играется так быстро, его еле слышно, никто не заметит!
- Я заметил и говорю тебе придумать что-нибудь получше.
- Легко сказать, придумывай сам, а я устал, на этой неделе у меня было два концерта и одна телепередача, и вообще, я и так очень популярен, у меня куча поклонников.
- Ты прекрасно знаешь, что все это не имеет никакого отношения к этому слабому аккорду в до-мажоре. А еще во втором куплете вторая строчка слишком проста, и ты это хорошо знаешь.
- Но что еще я могу там сказать?
- Я не знаю, придумай что-нибудь или я порву и выброшу эту песню.
- Ты не сделаешь этого.
и так далее...
Если говорить обо мне, этот внутренний диалог вводит меня в невыносимое для тех, кто имел неосмотрительность оказаться рядом со мной, состояние, ведь они не знают, что я вовсю ругаюсь сам с собой.
Не знаю, возможно, подобные внутренние споры – моя личная особенность, но иногда я замечаю неприветливое выражение лица и встревоженный вид моих коллег, и это вызывает у меня улыбку. Мне кажется, что по характерным признакам я узнаю: они сочиняют песню.
Не поймите неправильно, писать песни – это волшебство. Потому что есть триумфальный и торжественный период (всегда внутренний, естественно, не переживайте), когда находишь то, что нужно. Это блаженная улыбка идиота, ты чувствуешь себя легко, летаешь, благодаришь людей вокруг улыбками. Тех же самых людей, с которыми ругался два дня назад и которые думают, что все артисты определенно страдают маниакально-депрессивным психозом.
Нет ничего более абсурдного, чем желание рассказать, как пишутся песни, потому что это почти никогда не бывает одинаково. Традиционный вопрос профанов: "Вы начинаете с музыки или с текста?" примерно соответствует тому, чтобы спросить у художника, начинает ли он с голубого или с красного. Но я хотел бы немного поговорить о сложности написания песен на заказ. Все знают, что сегодня песня стала потребительским продуктом, который представляет собой деньги, иногда много денег. Окружение авторов-композиторов пытается заставить их писать как можно больше и как можно быстрее, если они представляют собой потенциальный капитал. Ужасное высказывание Фернана Леже: "Закон мира – скорость" вызывает у меня желание кричать: "Так сделайте с этим что-нибудь!"
Написание песен занимает много времени. Ими нужно дышать, жить. Стиви Уандеру и Жоржу Брассансу нужно было очень много времени, чтобы написать некоторые куплеты. У меня было два исключительных испытания несколько лет назад. Сначала я работал с квебекским автором – Люком Пламондоном – над Starmania, где был исключительно композитором, и позже с Элтоном Джоном, с которым все было наоборот, то есть я был поэтом, а Элтон писал музыку.
Оба раза я чувствовал себя не в своей тарелке. Для поэта-композитора-исполнителя писать и петь означает отдавать всего себя, не оставляя ничего. Работа только поэта или только композитора требует больше техники и отчасти разрушает чувственность. Сначала нужно приспосабливаться к эмоциям другого человека, к его ритму, делать какие-то психологические усилия, которые сковывают свободу творчества. Конечно, с другой стороны, в итоге ты будешь вознагражден, потому что обогатишься тем, что сближает тебя с другим человеком.
Меня напрасно заставили написать, что моя встреча с Элтоном Джоном была волшебной сказкой. Чем угодно, но не этим. В день, когда очень злая статья меня чрезвычайно задела, я сидел в кресле и думал: "Я пишу песни, и за это меня ненавидят – невероятно!" И, если бы у меня спросили, что может меня утешить, возможно, я ответил бы: "Хочу, чтобы мне позвонил Элтон Джон и сказал, что ему нравится мое творчество и что он хотел бы работать со мной". Забавно, но это действительно произошло. Он позвонил.
Меня поразило и очень приободрило сходство некоторых его качеств с моими. Сегодняшние молодые музыканты – великие мелодисты. И каждый из них знает, что вся современная музыкальная техника только добавила новые средства на службу этих мелодий, которые волнуют что-то непостижимое в нас. Слишком часто певцов судят по их характеру - приятному или не очень - больше, чем по их настоящему таланту. Но это временно, потому что имена, которые остаются в истории музыки – всегда имена великих мелодистов.
Можете быть уверены, что гениальный текст и пустая мелодия никогда не станут великой песней (в противоположном случае все не так просто: Yesterday не отличается замечательным текстом, и все-таки это прекрасное произведение).
Я чувствую, что есть что-то совершенно естественное в написании хорошей песни. Я имею в виду, это что-то вроде прогулок на свежем воздухе или воды, когда хочется пить. Иногда удается поймать мимолетные мгновения, когда чувствуешь невероятное единение с произведением. Нечто вроде ясности, логичности, которые приходят неизвестно откуда.
Неудачная песня заставляет испытывать скорее чувство пустоты и сложности. О пустоте говорить не будем, с ней все очевидно. Но сложность – это уже любопытнее: сколько существует в общем-то симпатичных песен с оригинальным текстом или затейливыми гармониями, которые не вызывают никаких эмоций. Просто чуда не происходит. Это чудо невозможно контролировать. Оно приводит к чувству... очевидности. И, когда слушаешь эту "очевидность", тут же чувствуешь себя хорошо, говоришь себе, что вообще-то все не так плохо и что нет повода для беспокойства (даже если текст трагичен).
Не думаю, что это вопрос личного вкуса, очевидность удачного высказывания чувствуют все. И этот магический контакт, который мы можем установить с незнакомыми людьми, проживающими то же самое, что чувствовал автор, когда писал песню, дарит потрясающие моменты радости. Совершенно справедливо это называют даром. И само слово "дар" указывает, что здесь нечем гордиться. Однако результат показывает, заслужили мы этот дар или нет.
Если задуматься, это очень похоже на любовь.
"Я никому не позволю сказать, что 20 лет – самый прекрасный возраст"."Я никому не позволю сказать, что 20 лет – самый прекрасный возраст".
Кажется, так начиналась одна из книг Поля Низана. Фраза, которая всегда меня поражала. Я думаю, что в момент написания песни человек возвращается в свои 20 лет, к тем же удовольствиям и тревогам, к той же наивной страстности.
Песня, так же, как картина или книга, настолько таинственна, что очень часто мне приходилось писать оригинальный текст или мелодию, смысл которых я понимал позже (например, я понял, что у Провидения есть чувство юмора, когда посвятил Donne-moi du courage молодой женщине, которая ушла от меня несколькими месяцами позже).
Естественно, не все скрытое в нас очень интересно и естественный отбор – самая деликатная вещь, которую приходится брать на себя. Конечно, где-то лежит огромный груз всех плохих песен, которые выбросили незаконченными авторы, спорящие сами с собой:
- Этот аккорд в до-мажоре здесь звучит слабо, убери его.
- Нет, он играется так быстро, его еле слышно, никто не заметит!
- Я заметил и говорю тебе придумать что-нибудь получше.
- Легко сказать, придумывай сам, а я устал, на этой неделе у меня было два концерта и одна телепередача, и вообще, я и так очень популярен, у меня куча поклонников.
- Ты прекрасно знаешь, что все это не имеет никакого отношения к этому слабому аккорду в до-мажоре. А еще во втором куплете вторая строчка слишком проста, и ты это хорошо знаешь.
- Но что еще я могу там сказать?
- Я не знаю, придумай что-нибудь или я порву и выброшу эту песню.
- Ты не сделаешь этого.
и так далее...
Если говорить обо мне, этот внутренний диалог вводит меня в невыносимое для тех, кто имел неосмотрительность оказаться рядом со мной, состояние, ведь они не знают, что я вовсю ругаюсь сам с собой.
Не знаю, возможно, подобные внутренние споры – моя личная особенность, но иногда я замечаю неприветливое выражение лица и встревоженный вид моих коллег, и это вызывает у меня улыбку. Мне кажется, что по характерным признакам я узнаю: они сочиняют песню.
Не поймите неправильно, писать песни – это волшебство. Потому что есть триумфальный и торжественный период (всегда внутренний, естественно, не переживайте), когда находишь то, что нужно. Это блаженная улыбка идиота, ты чувствуешь себя легко, летаешь, благодаришь людей вокруг улыбками. Тех же самых людей, с которыми ругался два дня назад и которые думают, что все артисты определенно страдают маниакально-депрессивным психозом.
Нет ничего более абсурдного, чем желание рассказать, как пишутся песни, потому что это почти никогда не бывает одинаково. Традиционный вопрос профанов: "Вы начинаете с музыки или с текста?" примерно соответствует тому, чтобы спросить у художника, начинает ли он с голубого или с красного. Но я хотел бы немного поговорить о сложности написания песен на заказ. Все знают, что сегодня песня стала потребительским продуктом, который представляет собой деньги, иногда много денег. Окружение авторов-композиторов пытается заставить их писать как можно больше и как можно быстрее, если они представляют собой потенциальный капитал. Ужасное высказывание Фернана Леже: "Закон мира – скорость" вызывает у меня желание кричать: "Так сделайте с этим что-нибудь!"
Написание песен занимает много времени. Ими нужно дышать, жить. Стиви Уандеру и Жоржу Брассансу нужно было очень много времени, чтобы написать некоторые куплеты. У меня было два исключительных испытания несколько лет назад. Сначала я работал с квебекским автором – Люком Пламондоном – над Starmania, где был исключительно композитором, и позже с Элтоном Джоном, с которым все было наоборот, то есть я был поэтом, а Элтон писал музыку.
Оба раза я чувствовал себя не в своей тарелке. Для поэта-композитора-исполнителя писать и петь означает отдавать всего себя, не оставляя ничего. Работа только поэта или только композитора требует больше техники и отчасти разрушает чувственность. Сначала нужно приспосабливаться к эмоциям другого человека, к его ритму, делать какие-то психологические усилия, которые сковывают свободу творчества. Конечно, с другой стороны, в итоге ты будешь вознагражден, потому что обогатишься тем, что сближает тебя с другим человеком.
Меня напрасно заставили написать, что моя встреча с Элтоном Джоном была волшебной сказкой. Чем угодно, но не этим. В день, когда очень злая статья меня чрезвычайно задела, я сидел в кресле и думал: "Я пишу песни, и за это меня ненавидят – невероятно!" И, если бы у меня спросили, что может меня утешить, возможно, я ответил бы: "Хочу, чтобы мне позвонил Элтон Джон и сказал, что ему нравится мое творчество и что он хотел бы работать со мной". Забавно, но это действительно произошло. Он позвонил.
Меня поразило и очень приободрило сходство некоторых его качеств с моими. Сегодняшние молодые музыканты – великие мелодисты. И каждый из них знает, что вся современная музыкальная техника только добавила новые средства на службу этих мелодий, которые волнуют что-то непостижимое в нас. Слишком часто певцов судят по их характеру - приятному или не очень - больше, чем по их настоящему таланту. Но это временно, потому что имена, которые остаются в истории музыки – всегда имена великих мелодистов.
Можете быть уверены, что гениальный текст и пустая мелодия никогда не станут великой песней (в противоположном случае все не так просто: Yesterday не отличается замечательным текстом, и все-таки это прекрасное произведение).
Я чувствую, что есть что-то совершенно естественное в написании хорошей песни. Я имею в виду, это что-то вроде прогулок на свежем воздухе или воды, когда хочется пить. Иногда удается поймать мимолетные мгновения, когда чувствуешь невероятное единение с произведением. Нечто вроде ясности, логичности, которые приходят неизвестно откуда.
Неудачная песня заставляет испытывать скорее чувство пустоты и сложности. О пустоте говорить не будем, с ней все очевидно. Но сложность – это уже любопытнее: сколько существует в общем-то симпатичных песен с оригинальным текстом или затейливыми гармониями, которые не вызывают никаких эмоций. Просто чуда не происходит. Это чудо невозможно контролировать. Оно приводит к чувству... очевидности. И, когда слушаешь эту "очевидность", тут же чувствуешь себя хорошо, говоришь себе, что вообще-то все не так плохо и что нет повода для беспокойства (даже если текст трагичен).
Не думаю, что это вопрос личного вкуса, очевидность удачного высказывания чувствуют все. И этот магический контакт, который мы можем установить с незнакомыми людьми, проживающими то же самое, что чувствовал автор, когда писал песню, дарит потрясающие моменты радости. Совершенно справедливо это называют даром. И само слово "дар" указывает, что здесь нечем гордиться. Однако результат показывает, заслужили мы этот дар или нет.
Если задуматься, это очень похоже на любовь.
Если говорить обо мне, этот внутренний диалог вводит меня в невыносимое для тех, кто имел неосмотрительность оказаться рядом со мной, состояние, ведь они не знают, что я вовсю ругаюсь сам с собой.
внутренний диалог! Да! Это рефлексия - признак мыслящего человека. "Где начинается сознание - так начинается диалог" - писал Бахтин. У Бахтина целая теория диалога! ужасно интересная!
И этот магический контакт, который мы можем установить с незнакомыми людьми, проживающими то же самое, что чувствовал автор, когда писал песню, дарит потрясающие моменты радости.
искусство - средство коммуникации, средство общения людей разных стран, эпох. "Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства," - писал Л.Н.Толстой.
И Мишель пишет про диалог с собой в процессе написания песен, и про диалог через песни со слушателями.